Россиянам рассказали о самых популярных схемах мошенников в сфере ЖКХ
Использовать могут фальшивые платежки
Заведующий лабораторией доверенного искусственного интеллекта РТУ МИРЭА Юрий Силаев в беседе с изданием «RT на русском» рассказал, что в последние годы мошенники в сфере ЖКХ активно используют как традиционные методы обмана, так и новые цифровые схемы.
Поддельные квитанции, когда мошенники рассылают фальшивые платёжки с завышенными тарифами или несуществующими услугами. Часто такие документы содержат QR-коды, ведущие на фишинговые сайты. Проверяйте платёжки через официальные приложения управляющих компаний или на сайте ГИС ЖКХ и не сканируйте подозрительные QR-коды, — посоветовал Юрий Силаев.
Вторая по популярности схема — «проверки». Злоумышленники могут требовать оплатить «неотложные работы». Эксперт посоветовал не пускать в квартиру неизвестных людей без предварительной проверки и звонить в свою УК для подтверждения личности.
Также распространены фишинг по телефону и ложные благотворительные сборы.
Мошенники звонят от имени ЖЭКа, УК, ТСЖ и сообщают о «задолженности», «переплате» или «блокировке услуги», предлагая «срочно перевести деньги». Не называйте посторонним данные банковских карт, даже если звонящий представляется сотрудником... Также под предлогом «ремонта подъезда» или «установки оборудования» собирают деньги, которые потом исчезают. Помните: все решения о сборах принимаются на общих собраниях жильцов или информируют об этом в чате многоквартирного дома, — напомнил эксперт.
Также злоумышленники могут взламывать лицевые счета и менять реквизиты для оплаты в системе ЖКХ.
Регулярно проверяйте историю платежей в личном кабинете. Включите двухфакторную аутентификацию в сервисах ЖКХ. Основная защита от мошенничества — критическое мышление и проверка информации. Если сомневаетесь — не торопитесь платить, обратитесь в управляющую компанию лично или через официальные контакты, — заключил Юрий Силаев.