Самолеты падают по вине пьяных пилотов

Самолеты падают по вине пьяных пилотов

Буквально перед праздником 8 марта в интернете была опубликована запись переговоров пилотов Боинга авиакомпании "Аэрофлот - Норд", разбившегося 14 сентября 2008 года при заходе на посадку в Перми. Тогда, напомним, погибло 82 пассажира и 6 членов экипажа рейса 821 Москва-Пермь.  

Буквально перед праздником 8 марта в интернете была опубликована запись переговоров пилотов Боинга авиакомпании "Аэрофлот - Норд", разбившегося 14 сентября 2008 года при заходе на посадку в Перми. Тогда, напомним, погибло 82 пассажира и 6 членов экипажа рейса 821 Москва-Пермь.

Опубликованная аудиозапись сделает аэрофобом любого человека с абсолютно здоровыми нервами. Межгосударственный авиакомитет еще в феврале официально объявил, что у командира экипажа разбившегося лайнера в крови обнаружен этиловый спирт. Но за этой дипломатичной фразой теплилась надежда, что, может, человек был "со вчерашнего", ну или бутылочку пивка выпил в полете. Однако прослушивание записи говорит о другом: командир экипажа просто не вязал лыка, путал давление с номером рейса. Вдобавок ко всему, экипаж еще и не умел управлять этим самолетом: в заключении МАК говорится, что причиной катастрофы стала потеря пилотами ориентации в пространстве из-за недостаточного уровня подготовки экипажа.

Представьте себе ситуацию - сели бы вы в такси, водитель которого настолько пьян, что с трудом разговаривает, путает педали, вместо поворота направо поворачивает налево, да еще и ездит по встречке? История с пермским Боингом абсолютна идентична: пьяный пилот, который набирает высоту при заходе на посадку, вместо левого разворота совершает правый, не слушает команды диспетчера. И это все происходит на борту самолета, совершающего не местный рейс в глубинке, а полет из столичного Шереметьево. Да и сам Боинг принадлежал не какой-то мелкой авиакомпании, а нес на своем борту логотип"Аэрофлота" - символа российской гражданской авиации.

Кстати, непосредственно перед Новым годом с "Аэрофлотом" из Шереметьево произошел еще один инцидент, который из-за праздников не получил широкой огласки, а потом о нем и вовсе забыли. Дело было 28 декабря на маршруте Москва-Нью-Йорк. Летевшая этим рейсом Ксения Собчак заподозрила, что пилот нетрезв, когда тот не очень внятно произнес приветственную речь пассажирам. В результате самолет вылетел на три часа позже и с резервным экипажем. История получила международную огласку, потому что на борту находилась корреспондентка газеты Guardian Ира Иосебашвили, которая тоже отметила неадекватность пилота в своей статье: "Его голос был странным - невнятные слова, неполные предложения, паузы".

Сложно сказать, что было бы, если на борту не оказалась бы Собчак - дочь бывшего начальника экс-президента и нышнего премьер-министра страны. Благодаря ее стараниям пассажирам показали командира корабля и заменили экипаж. "Позже авиакомпания заявила, что пилот был проверен и признан трезвым, - описывает это Guardian, - однако все мы видели пьяного человека, лицо которого было красным как свекла, а глаза были налиты кровью".

Не хочется быть арбитром в этой ситуации, но два инцидента за небольшой период времени говорят, что либо пилоты "Аэрофлота" летают пьяными, либо авиакомпания - символ российской гражданской авиации набирает пилотов с плохой дикцией.

Человек устроен так, что ему хочется верить в лучшее, например, в трезвых пилотов. Однако летчики если не летают пьяными, то иногда пытаются это сделать. Так, 24 декабря прошлого года в Хитроу был задержан пилот авиакомпании Jet Airways, которому предстояло сесть за штурвал самолета и везти 300 пассажиров в Мумбай. И примеров таких немало: сообщения о том, что к полету не были допущены пьяные летчики, хотя и не очень частые, но все же несколько раз за год попадаются. И, судя по пермскому Боингу, некоторым пилотам удается все-таки проникать на борт "под градусом". С другой стороны, ничто не мешает пилоту выпить и после предполетного досмотра уже непосредственно в пилотской кабине. Благо, любой аэропорт - это огромный вино-водочный магазин, а запрета на посещение Duty Free у пилотов нет.

По официальной статистике, в мире на данный момент зафиксировано 18 авиакатастроф, произошедших из-за того, что экипаж принимал алкоголь или наркотики. Думается, что пермскую катастрофу можно смело включать в этот список 19-ой. В целом, на долю пилотов СССР и России приходится 5 подобных авиакатастроф, что составляет четверть от их общего количества. А если смотреть по числу жертв, то наши пилоты-алкоголики угробили наибольшее количество пассажиров. Потому что зарубежная катастрофа такого плана обычно выглядит следующим образом: человек покурил или выпил, потом сел за штурвал собственнойСессны и разбился, и число жертв обычно составляет 1-2 человека. Наши же сразу разбивают целый пассажирский Боинг.

Судите сами. 24 апреля 1948 года. Восточно-сибирское управление ГВA (Гражданский воздушный флот - предшественник "Аэрофлота"). Командир Ли-2 Быков в сложных метеоусловиях снизился до высоты 100 метров и вел самолет вдоль русла реки. Из-за снегопада самолет потерял высоту и с левым креном врезался в лед. Погибло 28 человек. Установлено, что в ночь накануне полета экипаж принимал участие в пьянке, организованной руководителями аэропорта.

Верить, что в сталинские годы в авиации был порядок, не стоит - еще тогда проблема дисциплины стояла остро. "Командир корабля 104-го авиаотряда Ефимов был обнаружен возле своей квартиры пьяным в канаве, хотя ему на следующий день предстояло выполнять рейс. Он снят с летной работы на 3 месяца", - типичная докладная тех лет. А если пилоты так закладывали за воротник в суровые сталинские годы, то думать, что они стали пить меньше в более демократичное время - большая ошибка.

Справедливости ради надо сказать, что не только наши пилоты любят выпить. Так, второе официально зарегистрированое алкоавиапроисшествие произошло по вине финских пилотов. Самолет DC-3 3 января 1961 года выполнял местный рейс из аэропорта Коккола/Пьетарсаари в аэропорт Вааса. Самолет делал левый разворот на низкой высоте и из-за ошибки экипажа потерял маневренность и вошел в штопор. Причина - пилоты ночью не спали, а пили. В результате погибли 25 человек.

Из-за недостаточного отдыха накануне полета и употребления спиртного (в крови пилота было зафиксировано 1,5 промилле алкоголя) произошла и третья " пьяная" авиакатастрофа - это случилось 11 июля 1972 года в Норвегии. Пилот королевских ВВС проигнорировал указание диспетчера, в результате чего самолет врезался в гору. 17 человек погибли.

Самая, пожалуй, дурацкая авиакатастрофа по вине нетрезвого командира экипажа произошла 13 января 1977 года в аэропорту Анкориджа (Аляска) с грузовым DC-8 Японских авиалиний, который выполнял рейс в Токио. Пилоту было предписано занять для взлета полосу 24L. Однако командир японского грузовика решил взлетать с полосы 24R. Казалось бы, диспетчера должно было насторожить, что самолет занимает не ту полосу для взлета. Но в Анкоридже в тот день мела метель и контрольная башня решила, что из-за непогоды японцы могли совершить ошибку. В результате самолет все-таки взлетел с нужной полосы, правда рухнул на землю через 300 метров после отрыва от земли. Погиб экипаж из 3 человек и 2 сопровождавших груз пассажира. Самолет упал из-за обледенения в условиях сильного снегопада. Но не это было главной причиной трагедии. Дело в том, что содержание алкоголя в крови командира экипажа в три раза превышало уровень, при котором на Аляске водитель признается нетрезвым. Это и сыграло фатальную роль - экипаж просто не смог отговорить своего выпившего капитана совершать полет в фактически нелетную погоду. Пьяному пилоту ведь никакая непогода не страшна.

Вывод неутешительный - пилоты пьют, и бороться с этим невозможно. При этом, если летчик прошел предполетный досмотр, то ничто не мешает ему выпить непосредственно перед взлетом или попросить стюардессу во время полета принести бутылочку-другую спиртного к обеду из богатого арсенала алкоголя, предназначенного для пассажиров. Ведь, хоть туристов на борту большинство российских авиакомпаний бесплатно поить перестали, за деньги в том же "Аэрофлоте" можно купить все основные напитки. Правда, на днях авиакомпания "Аэрофлот-Норд", чей самолет разбился в Перми, заявила, что вводит послеполетный досмотр пилотов. Хочется верить, что эта мера позволит кого-нибудь спасти и поможет удержать пилотов от пьянства на борту. Но это тоже сомнительная мера: остались бы живы пассажиры разбившегося в Перми Боинга, если бы пилоту после посадки грозило увольнение?

Туристам же посоветовать абсолютно нечего. Если из такси с пьяным водителем можно выйти, то пассажирам парашюты не дают. Остается действовать только как Ксения Собчак - если чувствуете, что пилот в приветственном слове не вяжет лыка, то лучше прослыть параноиком, требовать замену экипажа, остаться на земле в конце-концов, чем стать цифрой статистики авиакатастроф в разделе "Fatalities".

Источник turist.rbc.ru

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >